об авторской песне и не только

конференция сайта bards.de
Текущее время: 06 дек 2019, 20:31

Часовой пояс: UTC + 1 час [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 мар 2005, 12:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 ноя 2004, 20:01
Сообщения: 171
Откуда: Страна Чудес
Размышления после спектакля «Из дома вышел человек...»


В чём предназначение театра? Аристотель (384 – 320 до н.э.) был первым (по крайней мере, первым из ныне известных), кто поставил этот вопрос и попытался дать ответ. В «Поэтике» он писал, что трагедия есть «имитация благородного и доведённого до конца деяния». Понятия драмы в современном понимании тогда ещё не существовало, все театральные постановки делились на трагедии и комедии. Предназначение трагических спектаклей было в том, чтобы возбудить в зрителе «сочувствие и страх» (сочувствие к герою и страх перед ситуацией, в которой он оказался), и чтобы через проживание вместе с сценическим героем катастрофы зритель мог очиститься от страха, вызванного этой катастрофой. Иначе говоря, театр был формой психотерапии. Жизнь в то время управлялась желаниями богов, которых существовало великое множество, целый Олимп, и боги эти были хитры, коварны и капризны. От этих непостижимых и опасных существ зависело всё: жизнь и смерть, здоровье и болезнь, радость и горе, мир и война. А театр был своего рода клапаном, через который выходило психическое напряжение. Оттяжка, так сказать. Не зря же четырёхдневные театральные зрелища проводились во время праздников, посвящённых богу виноделия. Оттягиваться так оттягиваться. И проживая вместе с героем спектакля постигшее его несчастье (как правило, посланное разгневанными богами), зритель освобождался от этого страха, очищался от него. Очищение такого рода называлось катарсис.
Со временем менялись представления человека о мире, в котором он живёт, и, соответственно, менялись представления о смысле театра и о том, что есть катарсис (то есть от чего необходимо очищаться).
В двадцатом веке в России серьёзный интеллектуальный театр часто приравнивался к политической трибуне с художественным уклоном, причём с идеей этой носились как советские ортодоксы, так и бунтовщики-шестидесятники. То же самое происходило и в западном интеллектуальном театре (Дюрренматт «Физики», Шоу «Святая Иоанна» и т.д.).
Но двадцатый век миновал, а с ним отошли в историю и глобальные социальные потрясения, и поток разоблачений, и горький пафос. Всё это ушло, а театр остался. В чём же предназначение театра – сейчас?
Вот когда Галич писал свои «Литераторские мостки», когда впервые начало звучать на маленьких домашних концертах и записываться на неуклюжие магнитофонные бобины: «Из дома вышел человек с верёвкой и мешком, и в дальний путь, и в дальний путь отправился пешком», то это было всё-таки больше политической акцией, чем искусством. Это я не к тому, что плохо написано, а к тому, что написанное подразумевалось (автором) и воспринималось (слушателями) в первую очередь именно как политическая заявка, как протест против государственной системы.
Но прошло несколько десятков лет и грозная государственная машина исчезла в исторической пыли. Разоблачениями никого уже больше не удивишь и не ужаснёшь. Люди ТАКОГО наслушались и начитались, что человеческое сознание вроде бы к любому ужасу адаптировалось.
Но почему же так волнуют «Литераторские мостки», почему так задел спектакль по Хармсу и Галичу «Из дома вышел человек...», поставленный франкфурто-мюнхенским Литературным Театром? Вот тут и возвращаемся к вопросу: в чём предназначение театра? Хотя нет, ещё не возвращаемся. Сначала о спектакле.
Итак, занавес поднят. На сцене, в разных её концах, - Даниил Хармс (Евгений Вишневский) и его жена Марина (Юлия Цвик). Они читают отрывки из своих дневников. Чтение перемежается стремительными, динамичными мини-постановками по произведениям Хармса и песнями Александра Галича, Виктора Шнейдера, Сергея Никитина.
Из дневниковых записей оживают и приближаются, становятся осязаемыми давно ушедшие в небытие люди: капризный, избалованный, эгоистичный, безумно обаятельный Даня и холодноватая, сдержанная, любящая и преданная Марина. Два голоса перекликаются с одного края сцены на другой, вспоминают, рассказывают, размышляют, потом замолкают и сценическое пространство взрывается движением, многоголосием, энергией, весёлым эпатажем, одним словом, «живыми картинами» по текстам Хармса. Только два человека остаются неподвижными в этом захватывающем продуманном хаосе: Даня и Марина. Затем образы, созданные фантазией Хармса, исчезают за кулисами. И снова – два голоса – через сцену, через время, через небытие...
Восхищает оригинальность и простота костюмерного решения. Даня и созданные им творения, герои его текстов, одеты одинаково. Хорошо знакомое цветовое решение советских времён: белый верх, тёмный низ, красный галстук (не пионерский). Но на Дане, в отличие от остальных, надет ещё чёрный жилет, сразу выделяющий его из толпы, придающий некие черты аристократизма, напоминающий об ушедшей эпохе. Совсем иначе выглядит Марина. Только один цвет убран из её костюма, но вот она уже ИНАЯ, вот она сидит в изящном «глухом» чёрном платье и красной узорной шали и – упрямо не принадлежит тому дерзкому, гротескному, абсурдному миру, который мастерил в своих текстах Хармс.
Внутреннее напряжение спектакля достигается сменой комичного (гротески Хармса) и трагичного (отрывки из дневников, особенно Марины). По ходу действия напряжение нарастает и наконец достигает своей кульминации в сценке «Помеха». Это захватывающий и невыразимо уморительный флирт (Анна Белякина, Леонид Харлампиев).
Я забываю все хорошие манеры, хохочу до икоты, машинально грызу ногти и восхищаюсь мастерством артистов. Нет, вот попробуйте, попробуйте выйти на сцену с минимальным количеством декораций, одетыми в костюм «белый верх, тёмный низ», и в первуюже минуту жестами, мимикой, интонациями создать яркие и объёмные образы, создать настолько отчётливые ТИПАЖИ, что моментально узнаёшь в них тех самых мещан, которых в тридцатые годвы остро высмеивали Ильф и Петров. Действие, происходящее на сцене, к тридцатым годам и относится. Два примитивных, незначительных, ограниченных до тупости человечка объясняются друг другу в любви, страсть их невыносимо комична, смех прыгает по залу солнечными зайчиками, и в это время раздаётся стук в дверь и входит Человек в Чёрном. Моментально гаснут лица влюблённых на сцене, они уже ЗНАЮТ всё, что будет дальше, и это знание накладывает на них спокойствие и безразличие обречённости, и вот уже нет жалких, смешных, нелепых человечков с ярлычком «мещане», а есть просто ЛЮДИ, попавшие в мясорубку беспощадной эпохи. Они ведут скомканный, отрывистый разговор с Человеком в Чёрном, потом он их уводит, а Марина встаёт и впервые за весь спектакль подходит к Дане, и, стоя рядом с ним, рассказывает, как пришли его арестовывать. «Больше я его никогда не видела...» Я с ужасом вслушиваюсь в её слова, они отдаются в голове каким-то болезненным эхом, на сцене вспыхивает большой экран, с которого Галич поёт: «Из дома вышел человек...», и через поколения – от Хармса – к Галичу – в зрительный зал – протягивается высоковольтная дуга духовного напряжения.
И вот теперь я хочу сформулировать, в чём, на мой взгляд, предназначение театра. Я выскажу мысль, которая, может быть, покажется несколько странной, но, странная или не странная, она уже пришла ко мне в голову, куда же теперь от неё деваться?
Когда в Библии ангел объявляет о грядущем конце мира, то, помимо всего прочего, говорит: «...и времени уже не будет». Я долго думала, что это значит? Вообще, Библия и фигура Христа меня очень интересуют. Этот человек настолько явно выпадает из своей эпохи, настолько ей не соответствует, что поневоле непрашивается мысль: он пришёл из другого временнОго отрезка. Я думаю, Христос был учёный-кибернетик из какого-нибудь ещё не наступившего века. Ну там, машина времени или ещё как он к ним попал, это уже детали. Собственно, всё, что он делал и говорил, это кибернетика в чистом виде. Естественно, учитывая поправку на то, что его дела и речи записывались людьми, которые и арифметику-то знали слабовато. Ну а потом уж всё мифами обросло, дело житейское.
Так вот меня интересует, что имелось в виду под концом мира, и что значит «времени уже не будет»? Я думаю, речь шла не о гибели, а об эволюционном развитии. У человека, как известно, есть пять органов чувств, пять возможностей восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. А у простейших организмов, например, инфузории-туфельки, есть только осязание. Именно поэтому она, инфузория-туфелька, ничего не знает о теории относительности, советской власти и Санта-Клаусе. Ей воспринимать нечем. Значит, путь эволюции – это путь увеличения возможностей восприятия. И, естественно, увеличение и усложнение мозговых структур, чтобы было чем информацию перерабатывать. Но представим, что кроме пяти доступных человеку способов восприятия существует ещё тысяча, нам пока не известных. Вообразить мы их себе не можем, как не может инфузория-туфелька вообразить, что такое зрение. И представим, что эволюция продолжается. Рано или поздно у человека появятся новые органы чувств. И вот тогда наступит конец мира. Конец того мира, в котором мы сейчас живём. И начало мира иного. Человек будет воспринимать Вселенную иначе и взаимодействовать с ней иначе. Но сейчас ещё невозможно понять, КАК. Большие перемены всегда подобны смерти: чтобы узнать, что по ту сторону, нужно умереть. Вот потому в Библии и говорится про конец мира. Но что же значит:»...и времени уже не будет»?
Время для нас что-то вроде направленной оси, векторной величины, вдоль которой можно двигаться только в одну сторону – в будущее. Но допустим, когда у человека разовьются новые органы чувств, он будет воспринимать время как-то иначе. Например, как единое однородное поле. И человек сможет по желанию оказаться в любой точке этого поля, или сразу в нескольких, или сразу во всех. То есть «времени уже не будет» не в том смысле, что его вообще не будет, а в том смысле, что его не будет в сегодняшнем понимании, не будет вектора, направленного в будущее.
Я почему здесь про всё это говорю? Потому что это как раз и есть про предназначение театра. Театр всегда двигался в том направлении, в каком это нужно было для эволюции человека. Во времена Аристотеля театр был формой психотерапии и помогал освободиться от страха в неподвластной человеку ситуации, освободить психическую энергию для дальнейшего развития. Во времена Бури и Натиска в Германии или советской власти в России театр являлся политической ареной, так как других возможностей оппозиции и других способов освободить сограждан от паралича сознания почти что не было (то есть были, но мало).
Ну а теперь? Капризные боги времён Аристотеля если где и сохранились, то не на Олимпе, а в книжке «Легенды и мифы древней Греции». Политических арен в системе многопартийности хватает и без театра. Но вот когда я смотрела спектакль «Из дома вышел человек...» и когда протянулась ниточка «Хармс – Галич – Мы», я подумала, может быть, предназначение театра в том, чтобы моделировать состояние «...и времени уже не будет», создавать алгоритм нового мира? И катарсис – это очищение от состояния «(только) здесь и (только) сейчас»?
Я не знаю, как мою концепцию воспримут франкфуртцы и мюнхенцы, может, она им покажется полным бредом (она мне самой иногда кажется полным бредом), но в любом случае, как я рада, что этот театр есть! Я пока только два спектакля видела (первый был «Капли Датского Короля») и каждый раз удивлялась до полного онемения. Вот и сейчас мне понадобилось четыре месяца, чтобы заговорить...

_________________
Я УШОЛ. ЩАСВИРНУС.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 05 мар 2005, 10:27 
Цитата:
В чём предназначение театра? Аристотель (384 – 320 до н.э.) был первым (по крайней мере, первым из ныне известных), кто поставил этот вопрос и попытался дать ответ.


Разве не было до него тех, кто высказывался о театре? увольте, почитайте историю. а то вы тут высказываетесь тоном знатока о том, в чем совершенно не разбираетесь.
"Платон мне друг... "


Информация о сообщении
Вернуться к началу
  
 
СообщениеДобавлено: 05 мар 2005, 12:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 15:00
Сообщения: 346
Откуда: Харьков / Марбург
Cпасибо, Лариса.
Ты кое-что перепутала,
например, не обратила внимания на то, что заметная часть текстов принадлежит перу не Хармса, а Олейникова;
заметка твоя несколько затянута - ей бы не помешали ножницы редактора,
но все равно, по-моему, это интересно.
Еще раз спасибо.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 05 мар 2005, 16:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 ноя 2004, 20:01
Сообщения: 171
Откуда: Страна Чудес
Лина, спасибо за указание на ошибку. Честно говоря, я полагала, ошибок гораздо болbше, так как во время спектакля я не думала, что буду о нём писатb и мне пришлосb восстанавливатb всё в памяти через четыре месяца!
Л.-Д.

_________________
Я УШОЛ. ЩАСВИРНУС.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 05 мар 2005, 16:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 ноя 2004, 20:01
Сообщения: 171
Откуда: Страна Чудес
Cratinus писал(а):
Цитата:
В чём предназначение театра? Аристотель (384 – 320 до н.э.) был первым (по крайней мере, первым из ныне известных), кто поставил этот вопрос и попытался дать ответ.


Разве не было до него тех, кто высказывался о театре? увольте, почитайте историю. а то вы тут высказываетесь тоном знатока о том, в чем совершенно не разбираетесь.
"Платон мне друг... "


Я не высказываласb тоном знатока, а размышляла. Если Вы знаете болbше меня, то поделитесb, буду благодарна. Толbко измените тон, пожалуйста, мне неприятно подобная грубостb при обсуждении моих текстов. Любую критику по делу приму с благодарностbю от любого члена форума.

_________________
Я УШОЛ. ЩАСВИРНУС.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 07 мар 2005, 14:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 ноя 2004, 20:01
Сообщения: 171
Откуда: Страна Чудес
От Е.А. я получила писbмо, что на экране был не Галич, а Витя. В таком случае прошу прощения. Я, конечно, в состоянии отличитb Галича от Шнейдера, но в тот момент я была в полном ауте, мне слёзы глаза застилали... Hotja, konechno, ljap neprostitel`nyj.

_________________
Я УШОЛ. ЩАСВИРНУС.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 08 мар 2005, 03:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 ноя 2004, 19:02
Сообщения: 114
Откуда: Ленинград - Трир
Да нет тут никакого непростительного ляпа и вообще ничего, я и отвечала приватным письмом ,чтобы здесь не обсуждать. Просто последнюю песню - "Из дома вышел человек" - сначала спел Леня Шмеркин, а потом изображение во весь экран - поет Витя, запись, конечно, 2000 года, то ли "Обериуты" в Мюнхене, то ли в Карлсруэ. Так было на фестивале в Мюнхене. Как было на спектакле во Франкфурте, не видела, может, и Галич в конце, но Лариса вспоминает: "четыре месяца назад", значит, мюнхенский фестиваль.
А вообще Витя очень здорово пел Галича, так что при застланных глазах что-то общее звучало.

_________________
Всем всего хорошего. Е.А.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 18 мар 2005, 06:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2005, 01:35
Сообщения: 23
Тов. Gratinus, чего это вы так - наотмашь? Жданова начитались?

Мне лично миниэссе Алисы "Размышления после спектакля «Из дома вышел человек...» очень понравилось, нет там никакого особого "тона знатока" - только суждение знатока. А вот в вашей хлесткости присутствует некая интонация, точнее тон... знаете, такой уничижительный, хорошо знакомый... во, нашел определение - совковый.

Стоит ли так вот - сплеча?

_________________
Всего доброго.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2005, 18:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 ноя 2004, 20:01
Сообщения: 171
Откуда: Страна Чудес
Болbшое спасибо за доброжелателbный отзыв! Критическим замечаниям, если такие возникнут, тоже буду рада!

_________________
Я УШОЛ. ЩАСВИРНУС.


Информация о сообщении Вынести предупреждение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 1 час [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB